— Он очень умный человек, очень талантливый, с большими
научными познаниями, хотя этого и не выказывает, он мне чрезвычайно симпатичен. Если я когда-нибудь заболею, то не приглашу другого доктора, кроме него… Он не доверяет медицине, и я также… Мы отлично поняли бы друг друга!
Ласк очень остроумно потребовал логики самой философии, напомнив о том, что кроме логики
научного познания, которой почему-то только и занимались философы, должна быть логика самого философского познания и соответствующее учение о категориях [Книга Ласка «Die Logik der Philosophie und die Katego-rienlehre» — одна из самых интересных в современной философской литературе.
Неточные совпадения
И лучи этой целостной, божественной, логосной Истины падают и на
научное, частичное
познание, обращенное к данной, объективной мировой деятельности.
Мистическое и религиозное
познание не менее общеобязательно и твердо, чем
познание научное и рациональное, потому что растет из недр церковного сознания и церковного разума.
Для
познания научного я утверждаю прагматический позитивизм, для
познания высшего — мистический реализм, для критической гносеологии — этой дурной метафизики — не остается места.
Это-то обладание мнимым непогрешимым их орудием
познания и служит главным препятствием понимания христианского учения для людей неверующих и так называемых
научных, мнением которых и руководится всё огромное большинство неверующих, так называемых образованных людей. Из этого-то мнимого понимания вытекают все заблуждения
научных людей о христианском учении, и в особенности два странные недоразумения, более всего другого препятствующие правильному пониманию его.
Мистическое самоуглубление, как и расширение
научного или оккультного
познания, само в себе также не содержит ключа к религиозному постижению мира, — и оно нуждается в религиозных аксиомах откровения, лишь чрез них живым светом загораются его богатства.
Рабство это связано с тем, что религиозная вера и
научное знание становятся внешними повелевающими силами для философского
познания.
Но этика есть дисциплина философская, и в ней есть все своеобразие
познания философского в его отличии от
познания научного.
Трагедия философского
познания в том, что, освободившись от сферы бытия более высокой, от религии, от откровения, оно попадает в еще более тяжкую зависимость от сферы низшей, от положительной науки, от
научного опыта.
Главный признак, отличающий философское
познание от
научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека.
Если мне дано
познание, то
познание это прежде всего не есть написанная мною книга и не есть формулированное для людей
научное открытие, входящее в круг человеческой культуры.
Но все-таки от человека получилось сразу нечто очень живое, искреннее и смелое, хотя он как мыслитель, на нашу тогдашнюю оценку, и не стоял уже на высоте строго
научного мироразумения и теории
познания.
Идеал совершенной объективации духа в культуре, в
познании научном и философском, в искусстве, в нравственном и социальном порядке есть идеал классический.
Совершенно так же в
познании,
научном и философском, формальный академизм вырабатывает методы, через которые познающий соприкасается с объектом, объективирует, но не соприкасается с реальностью, которая дается лишь живой интуиции.
Познание Бога и последней тайны мира по существу отличается от
познания научного и заключает в себя так же мало натурализма, как и математизма.
Метафизическое интуитивное
познание, по Бергсону, тем и отличается от аналитического
научного, что оно проникает в глубь действительности, отдается ей, в то время как второе своими понятиями делает привнесения, отделяющие от действительности и оставляющие на большем расстоянии от нее.
Познание научное — символично.
И так как подлинный пафос философии всегда был в героической войне творческого
познания против всякой необходимости и всякого данного состояния бытия, так как задачей философии всегда был трансцензус, переход за грани, то философия никогда не была наукой и не могла быть
научной.
К теории философского
познания совершенно неприменим
научный прагматизм.
Но философия Риккерта ценна потому, что в ней борются два устремления философского
познания — творческое и
научное.].
Но Бергсон понял, что философское
познание покоится на интуиции, т. е. на симпатическом, любовном проникновении в сущность вещей, а не на
научном анализе, который оставляет нас вне вещей, вокруг их поверхности.